На рынке экскурсионного туризма сегодня наибольший спрос – на авторские туры, на «классику» он как минимум не растет. Что такое авторский тур, как он создается и как продается, и о том, почему «теневой» авторский туризм необходимо обелять, мы беседуем с Владимиром Лутовым, генеральным директором туроператора «Мастерская Путешествий».
- Владимир, давайте начнем с оценки доли «авторских» туров в сегменте экскурсионного туризма по России. Насколько сегодня она велика?
- Если мы поглядим на текущий рынок экскурсионных туров по России, то картина будет приблизительно следующей. Большинство туроператоров, и региональных, и федеральных, делают классические сборные экскурсионные туры по хорошо раскрученным (как правило, еще с советских времен) и достаточно известным местам.
Вариации у разных компаний в основном достигаются за счет выбора размещения, программы питания, а также, в некоторых случаях, добавления 1-2 небольших объектов показа в программу (частных музеев, мастер-классов и пр.). Классический пример таких, фактически мало чем отличающихся друг от друга туров, может дать нам тот же маршрут Владимир – Суздаль – Боголюбово, которому уже 50 лет и на который ставят свои программы множество компаний.
Оценочно, такие «базовые» туры – это не менее 90% этого рынка. Максимум 10% приходится на туры авторские, которые делаются «с нуля». «Мастерская Путешествий», как компания, которая работает на рынке 25 лет, естественно, продает и большой объем «базовых» туров. Но делаем мы и свои, авторские: наш ассортимент ежегодно прирастает 10-15 новыми авторскими маршрутами.
Классические «базовые» туры – это не менее 90% рынка экскурсионных туров по России. Максимум 10% приходится на туры авторские, которые делаются «с нуля». В целом, если в каком-либо регионе тур отличается на 60%-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским».
- Наверное, необходимо дать некое определение понятию «авторский тур»? Что это, как такие туры создаются и чем отличаются от «базовых»?
- Да, действительно, вопрос о том, что именно можно назвать «авторским» туром – актуален. Как создаются настоящие авторские туры, в чем их отличие от других турпродуктов? Могу рассказать на примере нашей компании.
Для создания таких турпродуктов мы сначала ищем и находим ранее неизвестные массовым туристам точки притяжения. Это могут какие-то ландшафтные, природные достопримечательности – например, интересная пещера, озеро, каньон и пр. Это могут быть исторические объекты – усадьбы, церкви, археологические объекты и т.п. Это могут новые объекты показа – частные или малые региональные музеи.
В такие туры могут включаться и известные посещаемые объекты – но как дополнение к основной, авторской идее и контенту. В целом, если в каком-либо регионе тур отличается на 60%-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским».
- Какую долю занимают авторские туры у «Мастерской Путешествий»? Как вы работаете с такими продуктами?
- Где-то 80% ассортимента экскурсионных туров, которые продает «Мастерская путешествий» - это авторские туры. По всем регионам.
Например, тур «Древние артефакты Южного Урала» мы делали на 100% авторским. Я лично изучал карту местности, поднимая интернет, книги, записи, нанося потенциально интересные объекты на карту. Далее наши менеджеры выстраивали всю цепочку логистики с объектами размещения и питания, обзванивая автопредприятия, отели, музеи и кафе по маршруту, выстраивая договорную работу.
Где-то 80% ассортимента экскурсионных туров, которые продает «Мастерская путешествий» - это авторские туры. По всем регионам.
Иногда приходилось уговаривать музеи создавать специально под наших туристов отдельные аттракции – например, с «Музеем пельменя» мы договорились об обеде при музее для туристов (естественно с пельменями), чем раньше этот объект вообще не занимался.
Таким образом, у нас получился на 100% оригинальный, разработанный с нуля новый четырехдневный тур. Объекты, которые мы связали воедино новым маршрутом для групп, до этого посещались по отдельности, разрозненно, но никогда вместе. И посещались в основном местными жителями или, в крайнем случае – жителями близлежащих регионов. В связке все они заиграли и представляют огромный интерес и для жителей столиц – спрос на «Древние артефакты Южного Урала» настолько высок, что сейчас мы уже продали групповые заезды на лето 2019 года.
- С многодневными турами вся ясно. А если говорить о городском туризме, пешеходных экскурсиях? Здесь, наверное, процент авторских туров будет высок?
- Да, это интереснейшая сфера для разработки авторских экскурсий, автобусных или пешеходных. Поле для деятельности огромное – не только в регионах, но и в столицах. Это может показаться странным – неужели в Москве можно найти что-то новое? Можно! На самом деле в Москве есть множество интересных мест, например, исторических зданий, которые до недавнего времени были закрыты, или, скажем так, не любили групповые посещения.
Это – тоже авторский труд. Надо найти интересное место, понять, чем и кому оно интересно, уговорить хозяев здания на прием экскурсий. Таких программ за последнее время становится все больше.
В Москве есть множество интересных мест, например, исторических зданий, которые до недавнего времени были закрыты, или, скажем так, не любили групповые посещения. Это – большой труд: надо найти интересное место, понять, чем и кому оно интересно, уговорить хозяев здания на прием экскурсий. Таких программ за последнее время становится все больше.
Хорошим примером может служить, как это ни странно, гостиница Националь – до недавнего времени попасть туда на экскурсию было нереально, а ведь это интереснейшее здание внутри. Когда мы в начале осени сделали программу с этим отелем «НАЦИОНАЛЬная гордость России»,все туры до Нового года мы продали за одну неделю – настолько велик интерес.
И таких объектов в столице очень много – взять тот же ЦДЛ (особняк князя Святополк-Четвертинского), в который попасть именно на групповую экскурсию было невозможно – но мы сделали там уникальную экскурсию. Такие объекты мы целенаправленно ищем и находим. Из недавних находок – здание Центрального Телеграфа с музеем, уникальным видом на Кремль, возможностью посмотреть механизм башенных часов.
- Насколько высок спрос именно на авторские турпродукты, по сравнению с «классикой»?
- Аудитория классических экскурсионных туров тоже устает и всегда хочется чего-то нового, необычного. Люди даже пишут нам сайт с просьбами первыми их оповещать о новинках. Спрос на все новое – высочайший. Не пугают даже долгие трансферы – ради уникальных объектов туристы готовы потерпеть.
Например, наша программа «К соляным озерам Волжской степи», которая является вариацией брендового маршрута Астраханской области, подразумевает 250-километровый переезд на автобусе по «не очень хорошей дороге» к горе Богдо с ее уникальными красными «марсианскими» пейзажами вокруг и к сверхсоленому озеру Баскунчак.
В базовый брендовый маршрут эти объекты помешал включить как раз долгий трансфер, но люди активно покупают и этот вариант – они понимают ради чего они туда поедут. Ради того впечатления, которое, может быть, останется на всю жизнь – ведь такого рода уникальных объектов в Центральной России немного.
- Можно ли говорить о том, что сама база для авторских туров по России довольно ограничена? Ведь большинство уникальных объектов удалены от городских центров, туры туда получатся малодоступными по цене и сложными – и на них особо не заработаешь.
- Скорее нет, чем да. Я готов на спор из любого тура сделать эксклюзивный. Это реально даже для таких, казалось бы, «заезженных», мест, как Казань или Санкт-Петербург.
Например, конструируя тур в Поволжье, мы нашли совершенно аутентичную марийскую деревню. Это и стало фишкой нового маршрута – туристов там кормят действительно национальными блюдами, приготовленными именно там и из местных продуктов, им устраивают фольклорное шоу – но не «мертвое», а живое, настоящее.
Туристы готовы платить за авторские туры больше, чем за стандартные программы. Они мотивированы! И, главное, что такой тур будет и прибыльным, и востребованным, и стоить вовсе не вдвое дороже базовых программ – а, как показывает наша практика, максимум на 15-20%.
В Санкт-Петербурге есть место, которое наверняка бы привлекло туристов – это экскурсии внутрь дамбы, защищающей город от наводнений. Школьников туда водят, а туристов – практически нет. В Кронштадте есть крепость, один в один напоминающая Форт-Байярд – но туда так же мало кого возят.
В любом городе, я уверен, можно найти ту изюминку, «фишку», вокруг которой можно выстроить уникальный авторский тур. Эту «фишку» можно даже создать самим – договорившись с музеем, рестораном, каким-то еще объектом – создав, например, какое то гастрономическое или развлекательное событие «под туристов».
Вся прелесть таких авторских туров для бизнеса в том, что туристы здесь готовы платить больше, чем за стандартные программы. Они мотивированы! И, главное, что такой тур будет и прибыльным, и востребованным, и стоить вовсе не вдвое дороже стандартных программ – а, как показывает наша практика, максимум на 15-20%. Но спрос – высочайший.
- Высокий спрос на авторские туры вызывается их относительной редкостью на нашем рынке экскурсионного туризма?
- Новых маршрутов, увы, появляется мало. Рынок экскурсионных туров на каком-то этапе «застыл» на интенсивном развитии, обкатке и небольшой модернизации известных (иногда еще с советских времен) маршрутов. И именно поэтому мы видим падение спроса в «классическом» экскурсионном туризме: дело не только в экономике.
Мы видим, что аудитория просто банально устала. Почему «Золотое Кольцо» сейчас забило тревогу, и идут разговоры об обновлении? По этим же причинам. Менять надо не внешние детали, а контент самого маршрута, концепцию тура, подачу материала, включать в него новые элементы.
Рынок экскурсионных туров на каком-то этапе «застыл» на интенсивном развитии, обкатке и небольшой модернизации известных (иногда еще с советских времен) маршрутов. И именно поэтому мы видим падение спроса в «классическом» экскурсионном туризме: дело не только в экономике.
Аудитория тоже меняется: туристы все больше хотят не «знаний», а «впечатлений», «моментов». Самому «открыть» что-то неизвестное, почувствовать что «я был на этом месте» и тем более сфотографироваться и поделиться в соцсетях – зачастую для туриста теперь важнее, чем получение каких-то углубленных, специальных, знаний о том или ином объекте. Это надо учитывать.
- Какие новые авторские туры уже можно анонсировать у «Мастерской Путешествий»? Каких новинок ждать вашим туристам?
- В продажу вот-вот выйдут два наших новых тура. Мы продолжаем далее разрабатывать тему Костромы. Это продолжение нашего авторского утра «Зачарованная Глухомань». Рабочее название нового маршрута – «Костромские диковины».В него будут включены чудные маленькие патриархальные старинные города – такие, например, как Галич, Кологрив, Макарьев, новые неизвестные музеи.
Скоро выйдет в продажу и авторский маршрут «Уральские сказы Синегорья»- своеобразный зимний вариант «Древних артефактов Южного Урала».Здесь также включено много новых интересных объектов. Кстати последний маршрут занял второе место на Всесоюзном конкурсе «Маршрут года» в номинации лучший приключенческий тур. Совсем недавно в продажу поступил новый гастрономический тур по Тверскому краю –«Кулинарная Одиссея: от Весьегонии до русской Атлантиды»,который, я уверен, найдет своих покупателей.
В разработке также находятся и совсем новые уникальные маршруты – по Липецкой области и по Ханты-Мансийску и окрестностям. Они появятся в нашем портфеле уже в следующем году.
- Владимир, возникает такой вопрос. Ведь рано или поздно любой маршрут, особенно востребованный, из «авторского» становится «регулярным» - ведь наверняка такие идеи копируются другими игроками? Есть ли в сегменте авторских туров «плагиат»?
- Есть. Конечно. В профессиональной туристической среде есть даже такой термин как «зыринг и тыринг». Я однажды услышал его от своего питерского коллеги Кирилла Соколова и термин точно отражает ситуацию в этой сфере.
Я лично знаю достаточно «известную» компанию, у которой практически создан отдел, где сотрудники заняты поиском новых маршрутов… на нашем сайте, а возможно и у других конкурентов. Новые маршруты, увы, копируются зачастую «один в один», копируются даже названия программ – не стесняясь.
Я лично знаю достаточно «известную» компанию, у которой практически создан отдел, где сотрудники заняты поиском новых маршрутов… на нашем сайте, а возможно и у других конкурентов. Новые маршруты, увы, копируются зачастую «один в один», копируются даже названия программ – не стесняясь.
Наверное, это в большей степени вопрос порядочности и воспитания, а может быть просто налицо отсутствие способности к креативу. Я думаю, что нет смысла здесь называть бренд. Большинство участников экскурсионного туррынка и так понимают о ком идет речь. Это такой новый образ хищного пирата в туризме. Знаю, что от его действий пострадали многие региональные операторы, у которых он «позаимствовал» их авторские наработки.
Защититься от этого иногда очень сложно. Авторские права в туризме – тема абсолютно не разработанная, судебных перспектив у такого рода казусов, увы, нет. Договоренности с объектами тоже не решают проблему. Например, в случае тех же московских исторических особняков довольно трудно даже «первооткрывателю» застолбить за собой какие-то эксклюзивные права.
И все же, хочу отметить, что большинство туроператоров работают с уважением к чужим наработкам. Мы, например, принципиально никогда не возьмем ничью программу: увидев интересный маршрут, мы либо сделаем в этом регионе что-то совершенно новое, либо возьмем один-два объекта для своего тура. Но брать чужое целиком – во-первых, неэтично, а во-вторых – неинтересно.
Отмечу, что даже с таким «копированием» авторский экскурсионный туризм вполне может существовать: копии в 99% случаев хуже оригинала, и туристы это чувствуют и, в конце концов, свой выбор сделают. Есть другая проблема, которая влияет на сегмент авторских туров – и гораздо сильнее, чем «плагиат».
- Какая, если не секрет?
- Это «теневой» авторский туризм. В последнее время мы, и другие участники рынка видим, как в интернете один за другим появляются сайты и группы в социальных сетях, предлагающие различного рода авторские турпродукты – причем не только пешеходные экскурсии, скажем, по отдельным городам.
Здесь и полноценные многодневные автобусные или даже железнодорожные туры по России, и даже групповые выезды за рубеж – например, один довольно известный проект на своем сайте организовывает запись в туры в Прибалтику, Португалию, Великобританию, в Италию... С перевозкой.
Благодаря несовершенству законодательства и нормативной базы, у таких компаний нет не только записи в реестре туроператоров (хотя по факту они делают полноценные туры с наземным обслуживанием, но формально занимаются продажей отдельных туристических услуг). У некоторых проектов такого рода нет и офиса. А о нормальном договоре с клиентом в большинстве случаев нет и речи.
Еще в одном проекте, который организует «бесплатные экскурсии» по Москве, с клиентов вообще деньги собирают в прямом смысле на улице – под видом чаевых. Это уже, простите, даже не «серый», а «черный» туризм.
Не состоять в реестре туроператоров, не платить страховые взносы, которые должны быть для компании, организующей туры с ночевками, не заключать договоры с клиентами, не принимать оплату на сайте, подключив онлайн-кассу – все это, разумеется, им выгодно. Только вот туроператоры на этом фоне смотрятся как «дураки, которые зачем-то за все это платят».
Рынок пешеходных экскурсий в этом смысле сейчас испытывает давление со стороны таких «теневых» игроков – какой смысл платить белой компании 500 рублей за экскурсию, когда ее можно купить за 200 или 300 р.? Или «за сколько не жалко»? Да, конечно, мы работаем в большинстве случаев с объектами, в которых подобные группы просто не пустят, и они нам не конкуренты – но я считаю, что с этим нужно уже что-то делать и как-то решать вопрос с такого рода «услугами».
Мы только за то, чтобы на рынке появлялись новые компании с интересными программами. Но равные условия должны быть для всех. Не состоять в реестре туроператоров, не платить страховые взносы, которые должны быть для компании, организующей туры с ночевками, не заключать договоры с клиентами, не принимать оплату на сайте, подключив онлайн-кассу – все это, разумеется, им выгодно. Только вот туроператоры на этом фоне смотрятся как «дураки, которые зачем-то за все это платят».
Да, я понимаю, что у Ростуризма не было полномочий, чтобы регулировать этот сегмент. Но теперь, с переходом туризма в Минэкономразвития, мы очень надеемся, что вопрос неравных конкурентных условий в сегменте экскурсионных туров будет, наконец, поставлен и решен.
Оригинал статьи: http://www.atorus.ru/articles/interview/article/4466.html
Владимир Лутов: «Я никогда не хотел быть директором магазина»
28.03.2018
В марте 2018 года к Ассоциации туроператоров (АТОР) присоединился туроператор «Мастерская путешествий». Мы поговорили с его генеральным директором г-ном Лутовым об уникальном опыте и практике компании в создании и продаже авторских экскурсионных туров по России.
– Владимир, в чем «фишка» и «изюминка» компании «Мастерская путешествий»? Чем этот ваш проект отличается по замыслу от прошлого?
– В прошлом проекте – «Магазин Путешествий» – был получен довольно значительный опыт роста, когда компания фактически с нуля сумела вырасти в крупного туроператора, набрав за короткий срок массу – в плане количества агентств, продаваемых туров (в значительной части – не своих) и пр. Тем не менее, если быть честным, директором «магазина» туров, путешествий или отдыха мне как человеку с инженерным образованием, никогда быть не хотелось – хотелось быть директором именно «мастерской».
Поэтому «Мастерская Путешествий» – это не продолжение предыдущего опыта, а его развитие в сторону авторского туризма. Конечно, создать коммерчески успешную компанию, которая бы занималась только и исключительно собственными авторскими турами по России, вряд ли возможно. Зато – и это мы показали на своем примере – можно сделать такие туры основным ядром ассортимента и той самой «фишкой», которая будет притягивать людей. И, в конечном счете, формировать уникальный бренд.
– Что такое «авторские туры по России» в вашем понимании?
– Мы считаем своей главной целью приблизить индивидуальные экскурсионные туры к массовому туристу. Да, мы делаем групповые туры, но есть ряд важных отличий. Во-первых, сама экскурсионная программа делается «как для себя»: не утомительной и в то же время оригинальной и глубокой. Ее цель – заинтересовать туриста, дать ему впечатления от места и полноценный отдых – то, за чем люди и едут в экскурсионный тур. Цели «прокатать» группу по общеизвестным достопримечательностям, сообщить о них общеизвестные вещи и получить за это деньги – не стоит. Поэтому в наши программы всегда входят объекты, которых в большинстве массовых туров нет, всегда есть гастрономические элементы и время для релакса.
Мы должны дать таким авторским программам хорошую цену. Такую же, как у стандартных массовых, или ниже. Доступность авторских туров по России – это крайне важно, так как мы хотим расширять аудиторию, а не занимать нишу «дорогого эксклюзива»
Во-вторых, мы должны дать таким авторским программам хорошую цену. Такую же, как у стандартных массовых, или ниже. Доступность авторских туров по России – это крайне важно, так как мы хотим расширять аудиторию, а не занимать нишу «дорогого эксклюзива».
– Каким образом достигается приемлемая цена для авторских программ?
– А вот для этого важно понять, как именно «Мастерская путешествий» делает свои авторские туры. Большинство программ, которые у нас есть, разрабатываются после поездки наших специалистов в регион. За «базу» всегда берется некое эксклюзивное место, вокруг которого выстраивается вся программа. «Эксклюзивное» оно не в смысле неизвестности специалистам турбизнеса, а в смысле малой включенности в программы сборных групповых туров. Живой пример – Кунгурская пещера. Когда мы только начинали делать свой первый авторский тур по Уралу, мы взяли именно ее за базу, а затем, как нити в клубок, стали «свивать» вокруг нее маршрут с другими объектами – как природными, так и историческими, музейными и пр.
Еще один важный момент. В большинстве регионов, которые могут предложить интереснейшие идеи для разнообразных экскурсионных программ, увы, мы сталкиваемся либо с ситуацией, когда сильных принимающих туроператоров попросту нет, либо они есть, но… цены просто «автоматически» завышены для «москвичей» – на 3-5 тысяч на человека. И это не сказки, а суровая реальность, подтвержденная нашей практикой. И вот тогда мы делаем тур сами. Из Москвы.
Примеры – наши туры «Три звезды российской короны» и «В гостях у волжских сестер или где живет Ёшкин Кот?». Здесь нам оказалось проще – даже при наличии некоторого числа местных принимающих компаний – построить тур из Москвы самим. Мы сами договаривались с экскурсоводами, транспортными компаниями, музеями, исключив в итоге из конечной цены маршрута ту самую «дельту посредника», которая мешала их раскрутке и продвижению. В итоге сейчас мы предлагаем эти туры за 9 200 руб. на человека вместо «обычных» 12 500 р.
Мы сами договаривались с экскурсоводами, транспортными компаниями, музеями, исключив в итоге из конечной цены маршрута ту самую «дельту посредника», которая мешала их раскрутке и продвижению. В итоге сейчас мы предлагаем эти туры за 9 200 руб. на человека вместо «обычных» 12 500 р.
Отмечу, что если принимающий туроператор выставляет разумные цены, то мы работаем с ним – для нас это проще. В том же туре по Уралу в Кунгуре мы нашли небольшую туроператорскую местную компанию, согласную работать на перспективу, и «раскрутили» ее. И по сей день она наш надежный партнер в регионе, в развитии которого мы заинтересованы.
Но, еще раз подчеркну, – бессмысленно работать через регионального принимающего туроператора, который завышает цену тура, а не делает ее доступнее. Ведь ценность регионального партнера очень часто именно в том, что он может сделать какой-то из компонентов тура (за счет своих связей, наработок) дешевле, чем цены, которые объекты или сервисные партнеры на местах дадут федеральной компании. Если этого не происходит, то здесь встает вопрос о необходимости самого сотрудничества с ним.
Поэтому сегодня порядка 80% своих авторских туров «Мастерская путешествий» собирает самостоятельно, и около 20% – организует с помощью принимающих туроператоров. При этом практика показывает, что спрос даже на самые «нестандартные» самостоятельно организуемые нами туры из Москвы очень высок. Так, нам сейчас приходится собирать тур в Мурманскую область самим – потому что сотрудничества с местными туроператорами не получается. В итоге фантастически красивый тур в этот регион у нас стоит 16 тыс. рублей на человека, а группы мы полностью набираем за месяц-полтора до заезда.
– Сколько всего авторских туров у «Мастерской путешествий» сегодня? Какие туры этого типа можно назвать новинками в вашем ассортименте?
– Авторскими можно сегодня назвать более 20 наших программ. На них приходится более половины общего объема наших продаж.
Из новинок отмечу наши новые туры по Южному Уралу – это «Аномальное ожерелье Южного Урала» и «Древние артефакты Южного Урала». Пятидневная программа последнего из упомянутых туров очень разнообразна. Мы уезжаем южнее Челябинска, в сторону парка Таганай. В программе и мастер-классы по лепке уральских пельменей, и посещение острова на озере Тургаяк с древними мегалитами, куда мы прибываем на корабле, а экскурсию нам проводят археологи, и «каменная река» – фантастическое зрелище следа ледника.
«Аномальное ожерелье Урала» – одна из самых последних наших новинок. В программу включено посещение «марсианских» пейзажей вокруг города Карабаша, слюдяной и мраморных пещер, других необычных мест. Причем никакого «экстрима» в смысле особых нагрузок для туристов в уральских маршрутах нет – все очень удобно даже для очень пожилых людей
«Аномальное ожерелье Урала» – одна из самых последних наших новинок. В программу включено посещение «марсианских» пейзажей вокруг города Карабаша, слюдяной и мраморных пещер, других необычных мест. Причем никакого «экстрима» в смысле особых нагрузок для туристов в уральских маршрутах нет – все очень удобно даже для очень пожилых людей: в них с удовольствием ездят люди и 1942, и 1937 года рождения. Интерес к этому туру очень высокий – достаточно сказать, что группа на май была набрана уже в конце февраля.
– Помогают ли вам в построении ваших авторских экскурсионных программ местные власти?
– Да, есть такие маршруты, где помощь региональных администраций действительно неоценима. В качестве яркого примера можно привести наш маршрут «Зачарованная глухомань» – тур в Костромскую область, в Галич и Чухлому. Администрация Галичского района и города очень помогли и с экскурсоводом, транспортом, гостиницей, музеями. Но это, увы, редкость. В основном же мы видим только разговоры о туризме, необходимости «развивать и углублять»...
– На какие каналы продаж делает ставку «Мастерская путешествий» сегодня?
– Мы развиваем и прямые продажи, и агентскую сеть. Но все же приоритетная ставка делается на интернет-канал и прямых клиентов. Наша идея изначально и состояла в том, чтобы клиент, зайдя на наш сайт, смог получить детальнейшую информацию о самом туре, и, что называется, «не сходя с дивана» забронировать тур с учетом всех личных предпочтений – от конкретного типа номера до конкретного места в автобусе. Да, это потребовало особых договоренностей с отельерами для выставления реальных номеров на сайт.
Наша идея изначально и состояла в том, чтобы клиент, зайдя на наш сайт, смог получить детальнейшую информацию о самом туре, и, что называется, «не сходя с дивана» забронировать тур с учетом всех личных предпочтений – от конкретного типа номера до конкретного места в автобусе.
В настоящий момент порядка 60% продаж «Мастерской путешествий» – это прямые продажи с сайта. Тем не менее, агентские продажи мы ценим – никакого «противостояния», такого как в выездном массовом туризме, тут нет. Тем более что условия комиссионного вознаграждения у нас очень неплохие – например, 15% комиссии мы даем на три месяца всем новым агентствам.
– «Мастерская путешествий» стала в этом году членом АТОР. И вы – первый «чисто экскурсионный» внутренний туроператор в этом объединении. Каковы были мотивы этого решения?
– Ассоциация туроператоров, в отличие от многих других отраслевых объединений – это сильный бренд. Во-первых, это своего рода «элитный клуб» самых сильных игроков отрасли. Во-вторых, и это ни для кого не секрет, прежде всего через АТОР можно выйти на решение различных вопросов и проблем туротрасли в тесном контакте с федеральными и региональными властями. Пример тому – деятельность Комитета по импортозамещению в туризме при Минкультуры РФ, созданного по инициативе и с участием экспертов Ассоциации.
– Вы сами, насколько мы знаем, давно и активно участвуете в работе экспертной группы Комитета. Каких результатов удалось достичь, с вашей точки зрения?
– Результаты есть, и они очень нас радуют. Работа Комитета над флагманскими брендовыми маршрутами регионов дает региону продвижение не одного лишь маршрута как такового. Она дает приток туристов в регион в целом. Региональные власти учатся работать с инфраструктурой, сотрудничать с бизнесом и вникать в его проблемы, а федеральные туроператоры узнают туристический потенциал той или иной области или республики. И уже вокруг брендового маршрута возникает целая экосистема, которая движет туризм в регионе вперед. Важно правильно «посеять» это «семя» в виде брендового маршрута в правильную «почву». И найти ему хороших «садовников». Именно этим и занимается Комитет. Успехи, на мой взгляд, несомненны.
– Как сегодня продаются туры по брендовым региональным маршрутам? Чего не хватает для их более активных продаж, на ваш взгляд?
– Я думаю, что регионам России прежде всего не хватает продвижения. Многие из туристов, которые бы с удовольствием съездили в Йошкар-Олу или на Южный Урал, просто не знают, «что там интересного». По каналу «Наша планета» ежедневно идут десятки прекрасных передач о Чили или Таиланде. При том, что информации по этим направлениям и так довольно много.
В то же время, уверен, большинство жителей столицы даже и не подозревает, насколько интересна и необычна Йошкар-Ола – город, в котором сплелись все архитектурные стили мира – от голландских домиков до кремлевских соборов. Да и вы наверняка услышали от меня о южноуральских достопримечательностях в первый раз. Так вот, вместо буклетов на выставках, по моему мнению, регионам надо делать фильмы. Хорошие фильмы про свои флагманские маршруты, которые например, мы, могли бы демонстрировать туристам в автобусах.
Как-то меня удивленно спросили: «И вы вот эти камни в лесу пойдете смотреть?». Это было сказано про «каменный город» около Перми. Но ведь ради «камней в лесу» люди и едут на Урал и Сибирь. Зато как-то местные компании предложили нам… музей бабочек и музей танков. То есть, то чего у москвичей как раз в избытке…
Да, и еще. Очень важно – и это показывает опыт работы Комитета по импортозамещению в регионах – взглянуть на регион «со стороны». Иногда местные туроператоры попросту не видят то, что может быть интересно московским туристам. Как-то меня удивленно спросили: «И вы вот эти камни в лесу пойдете смотреть?». Это было сказано про «каменный город» около Перми. Но ведь ради «камней в лесу» люди и едут на Урал и Сибирь. Зато как-то местные компании предложили нам… музей бабочек и музей танков. То есть, то чего у москвичей как раз в избытке….
Что касается продаж. Брендовый маршрут – это катализатор туризма в регионе и образец. Образец того, как надо выстраивать программу и инфраструктуру на маршруте. Это крайне важно – в экскурсионный туризм в 2015-17 годах массово пошел контингент туристов, который привык к зарубежному уровню сервиса. И брендовый маршрут – это образец того, каким должен быть современный экскурсионный туризм в России. Поэтому продаются лучше всего те маршруты, где все «сошлось» – и работа местных туроператоров, и усилия местной власти и бизнеса по взращиванию хорошей отельной базы и туристической инфраструктуры в целом, и инициативность федеральных ТО. У нас хорошо продается маршрут Томской области. У коллег, я знаю, хорошо идут сборные маршруты по Марий-Эл, маршрут «Жигулевские выходные» в Самарской области, Каргополь в Архангельской области.
– Какие планы у «Мастерской путешествий» на этот год по новым маршрутам и технологиям?
– Что касается новых авторских туров, то в наших планах на этот год – выпускать каждый месяц два новых тура. Мы только что запустили маршрут «Наследники Волжской Булгарии», в котором попытались соединить, казалось бы, несоединимое: Ульяновск с Лениным, Болгар с его историей, район Лаишево в Татарстане с его безумно красиовй этнографией и Казань. Будем плотно работать по Уралу, не бросаем и Мурманск – будем делать здесь свои туры – из Москвы.
В целом же я рассчитываю, что в 2018 году «Мастерская путешествий» выйдет на новый уровень – не только количественный, но и качественный. У нас впереди много интересного.